Сенсорные жесты
Дата публикации: 13.07.2011
Термин gesture — способ объединить движения пальцем по экрану для запуска какого-то действия; движение пальцем в таком случае используется вместо просто касания или клика. Полное касание (complete touch) или mouse — move-capturing функция — нужна для того, чтобы жесты регистрировались и были абсолютно правильными. Сегодня хорошая поддержка этой функции есть только в браузерах Safari и Android.
Если в твоем веб-приложении пользователю нужно использовать жесты, важно научить его правильным действиям — при помощи справки, анимированных примеров или какого-нибудь другого вида подсказок (рисунок 8.5).

Рис. 8.5. Google Fast Flip новый просмотрищик, использующий жесты на iPhone и Android устройств. Слева вы увидите предупреждающий диалог с инструкциями о том, как его использовать. Вы увидите инструкции только один раз.
Жест Swipe
Жест swipe (также известен как flip) — технология для тач-браузеров, обычно используется для перемещения контента вперед-назад. Этот жест используется, например, во многих фото-галереях для смены выведенного на экран изображения и в презентациях для перелистывания слайдов. Суть жеста — простое движение пальцем по оси Х слева направо (горизонтальный swipe) или по оси Y сверху вниз (вертикальный swipe). swipe-жест поддерживается практически в каждом сенсорном устройстве, так как осуществляется одним пальцем.
Для перехвата swipe-действия нет специального стандартного события, поэтому будем эмулировать его, используя имеющиеся стандартные события
В устройствах Symbian 5-го поколения если вместо курсора использовать палец, то для событий mouse down, move и up получаются довольно странные результаты. Событие <onmousemove> генерируется только один раз во время действия пальцем «перетащить» (drag), а событие <onmouseup> вообще не срабатывает, если палец перемещен из точки начальных mouse-down координат. Поэтому, для обнаружения swipe в некоторых ситуациях нужны разные подходы.
Последовательность действий:
- Перехват события <onmousedown> (или ontouchstart в iPhone и других совместимых браузерах) и старт записи жеста.
- Перехват <onmousemove> (или ontouchmove в iPhone и браузерах с необходимой поддержкой) и продолжение записи жеста, если перемещение по оси Х (или Y) происходит в пределах определенного порога. Отмена жеста, если перемещение происходит по другой оси.
- Перехват onmouseup (или ontouchend в iPhone и браузерах с необходимой поддержкой) и, если в этот момент жест продолжался (был активным) и разница между исходными и конечными координатами больше, чем определенная константа — определите swipe в одном направлении.
Последний пункт может быть заменен проверкой жеста на-лету внутри события onmousemove.
Если ты используешь в работе jQuery, можно для обнаружения горизонтального жеста swipe на устройствах iPhone использовать бесплатный плагин отсюда http://plugins.jquery.com/project/swipe.
При помощи следующего кода мы можем создать объектно-ориентированную библиотеку для обнаружения swipe (совместимо iPhone, Android и другими устройствами):
/** Creates a swipe gesture event handler */ function MobiSwipe(id) { // Constants this.HORIZONTAL = 1; this.VERTICAL = 2; this.AXIS_THRESHOLD = 30; // The user will not define a perfect line this.GESTURE_DELTA = 60; // The min delta in the axis to fire the gesture // Public members this.direction = this.HORIZONTAL; this.element = document.getElementById(id); this.onswiperight = null; this.onswipeleft = null; this.onswipeup = null; this.onswipedown = null; this.inGesture = false; // Private members this._originalX = 0 this._originalY = 0 var _this = this; // Makes the element clickable on iPhone this.element.onclick = function() {void(0)}; var mousedown = function(event) { // Finger press event.preventDefault(); _this.inGesture = true; _this._originalX = (event.touches) ? event.touches[0].pageX : event.pageX; _this._originalY = (event.touches) ? event.touches[0].pageY : event.pageY; // Only for iPhone if (event.touches && event.touches.length!=1) { _this.inGesture = false; // Cancel gesture on multiple touch } }; var mousemove = function(event) { // Finger moving event.preventDefault(); var delta = 0; // Get coordinates using iPhone or standard technique var currentX = (event.touches) ? event.touches[0].pageX : event.pageX; var currentY = (event.touches) ? event.touches[0].pageY : event.pageY; // Check if the user is still in line with the axis if (_this.inGesture) { if ((_this.direction==_this.HORIZONTAL)) { delta = Math.abs(currentY-_this._originalY); } else { delta = Math.abs(currentX-_this._originalX); } if (delta >_this.AXIS_THRESHOLD) { // Cancel the gesture, the user is moving in the other axis _this.inGesture = false; } } // Check if we can consider it a swipe if (_this.inGesture) { if (_this.direction==_this.HORIZONTAL) { delta = Math.abs(currentX-_this._originalX); if (currentX>_this._originalX) { direction = 0; } else { direction = 1; } } else { delta = Math.abs(currentY-_this._originalY); if (currentY>_this._originalY) { direction = 2; } else { direction = 3; } } if (delta >= _this.GESTURE_DELTA) { // Gesture detected! var handler = null; switch(direction) { case 0: handler = _this.onswiperight; break; case 1: handler = _this.onswipeleft; break; case 2: handler = _this.onswipedown; break; case 3: handler = _this.onswipeup; break; } if (handler!=null) { // Call to the callback with the optional delta handler(delta); } _this.inGesture = false; } } }; // iPhone and Android's events this.element.addEventListener('touchstart', mousedown, false); this.element.addEventListener('touchmove', mousemove, false); this.element.addEventListener('touchcancel', function() { _this.inGesture = false; }, false); // We should also assign our mousedown and mousemove functions to // standard events on compatible devices }
Вот простой пример использования нашей бибилотеки swipe.js с <div> с горизонтальным обнаружением swipe и другим <div> с вертикальным обнаружением:
<!DOCTYPE html PUBLIC "-//WAPFORUM//DTD XHTML Mobile 1.0//EN" "http://www.wapforum.org/DTD/xhtml-mobile10.dtd"> <html xmlns="http://www.w3.org/1999/xhtml"> <head> <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8" /> <title>Swipe Gesture Detection</title> <meta name="viewport" content="width=device-width; initial-scale=1.0; maximum-scale=1.0; user-scalable=0;"> <script type="text/javascript" src="swipe.js"></script> <script type="text/javascript"> window.onload = function() { var swipev = new MobiSwipe("vertical"); swipev.direction = swipev.VERTICAL; swipev.onswipedown = function() { alert('down'); }; swipev.onswipeup = function() { alert('up'); }; var swipeh = new MobiSwipe("horizontal"); swipeh.direction = swipeh.HORIZONTAL; swipeh.onswiperight = function() { alert('right'); }; swipeh.onswipeleft = function() { alert('left'); }; } </script> </head> <body> <div style="width: 100%; height: 150px; background-color: blue" id="vertical"> Vertical Swipe </div> <div style="width: 100%; height: 150px; background-color: red" id="horizontal"> Horizontal Swipe </div> </body> </html>
Во многих сенсорных устройствах жест «перетащить» (drag) используется для прокрутки содержимого страницы и, при этом, не поддерживается функция preventDefault (о функции предотвращения поведения по умолчанию мы говорили чуть ранее в этой главе). Именно поэтому мы должны помимо жеста swipe рассмотреть и другие доступные способы навигации.
Жесты машстабирования и поворота
Когда iPhone только появился, самыми крутыми функциями в нем были именно жесты изменения масштаба и поворота. Используя жест pinching (сдвигая и раздвигая два пальца в щепотке) пользователь мог увеличить или уменьшить масштаб контента — это, как правило, изображение — на странице, а поворачивая два пальца по кругу изображение можно повернуть.
В устройствах, где нет поддержки мультитач функции изменения масштаба нужно реализовывать при помощи обычных плавающих кнопок и ползунков.
К счастью, начиная с iOS 2.0 эти жесты можно обнаружить не прибегая с низкоуровневой математике в тач-событиях . В таблице 8.35 перечислены три расширения WebKit, которые доступны в качестве событий. В браузере Android также добавлена поддержка этих событий.
Событие | Описание |
---|---|
ongesturestart | Появляется, когда пользователь начинает жест двумя пальцами |
ongesturechange | Появляется, когда пользователь касается пальцем, поворачивает или защемляет |
ongestureend | Появляется, когда пользователь двигает вверх один или оба пальца |
Для масштабирования и поворота используются эти же события. Все три получают параметр GestureEvent. У этого параметра есть типичные для события свойства, а также дополнительные свойства scale и rotation.
Свойство scale определяет расстояние между двумя пальцами как множитель с плавающей точкой от начала дистанции, где было начало жеста. Если значение больше 1.0, значит это открытый pinch (увеличение), а если значение 1.0 — pinch закрытия (уменьшение).
rotation дает значение (в градусах) дельты (расстояния) вращения от начальной точки. Если пользователь вращает объект по часовой стрелке, то мы получаем положительное значение, а если против — то значение будет отрицательным.
Я знаю, что ты сейчас думаешь: «Вращение и изменение масштаба — это отлично, но какой нам от них толк, если мы работаем с HTML?». Здесь нам приходят на помощь CSS расширения для Safari на iOS (и в других браузеров с соответствующей поддержкой) с одним свойством -webkit-transform и двумя функциями для управлением его значением: rotate и scale.
Функция rotate получает параметр в градусах и нам нужно определить deg unit после числа (например, rotate(90deg)). Узнать это мы можем из скрипта при помощи element.style.webkitTransform.
Давай рассмотри простой пример:
<!DOCTYPE html PUBLIC "-//WAPFORUM//DTD XHTML Mobile 1.0//EN" "http://www.wapforum.org/DTD/xhtml-mobile10.dtd"> <html xmlns="http://www.w3.org/1999/xhtml"> <head> <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=UTF-8" /> <title>Gesture Management</title> <meta name="viewport" content="width=device-width; initial-scale=1.0; maximum-scale=1.0; user-scalable=0;"> <script type="text/javascript"> function gesture(event) { // We round values with two decimals event.target.innerHTML = "Rotation: " + Math.round(event.rotation*100)/100 + " Scale: " + Math.round(event.scale*100)/100; // We apply the transform functions to the element event.target.style.webkitTransform = "rotate(" + event.rotation%360 + "deg)" + " scale(" + event.scale + ")"; } </script> </head> <body> <div ongesturechange="gesture(event)" style="background-color:silver; width: 300px; height: 300px"> </div> </body> </html>
Как работает пример можешь увидеть на Рисунке 8-6. На совместимых устройствах ты можешь двумя пальцами поворачивать и масштабировать <div> (вместе со всем содержимым). Только вот в чем проблема? Стиль преобразования всегда применяется к исходному элементу. Так, если мы применим к элементу масштаб 2.0, а потом еще раз увеличим на 0.5, то новое значение будет 0.5, а не 1.0, как можно было бы ожидать.

Рис. 8.6. Сочетая сенсорные события с CSS трансформациями, можно вращать и масштабировать элементы на своем сайте.
Для типичного zoom-rotate поведения мы должны заменить функцию на следующее:
<script type="text/javascript"> var rotation = 0; var scale = 1; function gesture(event) { event.target.innerHTML = "Rotation: " + Math.round((event.rotation+rotation)*100)/100 + " Scale: " + Math.round((event.scale*scale)*100)/100; event.target.style.webkitTransform = "rotate(" + (event.rotation+rotation)%360 + "deg)" + " scale(" + event.scale*scale + ")"; } function gestureend(event) { rotation = event.rotation+rotation; scale = event.scale*scale; } </script> </head> <body> <div ongesturechange="gesture(event)" ongestureend="gestureend(event)" style="background-color:silver; width: 100%; height: 300px"> </div>
Куда дальше
- следующая — Глава 9. Ajax, RIA и HTML 5. Поддержка Ajax
- предыдущая — Обработка событий
- содержание